Создать сайт на CMS (системе управления сайтом) быстрее и проще, чем с нуля. Особенно когда сайт типовой, например, корпоративный портал или лендинг. Рынок CMS предлагает широкий выбор решений, подходящих под решение определенных задач: запуск интернет-магазинов, промо-страниц, информационных ресурсов. Из этой статьи вы узнаете о возможностях наиболее распространенных из них: WordPress, 1C-Битрикс, Joomla, ModX, UMI, CS-Cart, — и конструкторе Tilda.
Что такое CMS
CMS — это программа, которая размещается на сервере и представляет собой набор инструментов для создания и управления сайтом. С ее помощью можно без знания языков программирования — в графическом интерфейсе — создавать страницы, изменять их внешний вид, структуру, публиковать на них контент.
Запустить сайт на CMS быстрее, чем при его разработке с нуля. Но только если в системе заложена необходимая функциональность и она не нуждается в сложной кастомизации. Собственно сложность настройки и кастомизации — ключевые факторы, влияющие на итоговую стоимость разработки сайта на CMS.
Для чего нужны CMS
CMS — это каркас сайта, по свойствам похожий на конструктор. При использовании системы управления сайтом разработчику не приходится беспокоиться о деталях, вроде формирования ссылок на созданные страницы. Если упростить, то CMS нужны для следующего:
- быстрой разработки сайтов с типовой структурой;
- удешевления разработки;
- сокращения расходов на поддержку.
За счет того, что в работе с CMS практически не используется программирование, такие сайты обходятся дешевле и в создании, и в доработке, и в дальнейшей поддержке.
Согласно исследованию iTrack, самые популярные CMS на 2023 год — WordPress, 1C Bitrix и Joomla, рассмотрим, что особенного в каждой из них.
WordPress
WordPress — бесплатный движок, на котором благодаря плагинам можно создать практически любой сайт. Система регулярно получает обновления, а библиотека доступных тем и расширений стабильно разрастается.
Достоинства:
- гибкость;
- масштабируемость;
- удобная русифицированная панель администрирования;
- безопасность;
- лояльность поисковых систем.
Недостатки:
- при неправильной настройке сайты тормозят;
- несовместимость плагинов приводит к сбоям в работе;
- тяжело найти толкового программиста для кастомизации возможностей.
Elementor
Elementor (полное название: Elementor Website Builder) — настройка (плагин) для CMS WordPress, который расширяет возможности для конструирования и редактирования страниц. «Элементор» полезный для реализации интерфейсов, для работы с ним не нужно быть программистом — это скорее конструктор с некоторыми расширенными возможностями.
Oxygen Builder
Oxygen Page Builder — помощник разработчика на WordPress. Это плагин, добавляющий режим расширенного визуального редактирования структуры сайта: можно без кода добавлять формы, заголовки, менять местами блоки, вставлять слайдеры и делать прочую кастомизацию проекта без привлечения программиста.
1-C Bitrix
1C-Битрикс — система управления сайтом с платной лицензией, практически безграничными возможностями для реализации бизнес-логики и двусторонней интеграции с продуктами 1С. На Битриксе можно сделать любой сайт, но чаще всего ее используют для больших проектов: продвижение интернет-магазинов с сотнями товаров и корпоративных порталов.
Достоинства:
- универсальность;
- поддержка;
- интеграция с продуктами 1С;
- гибкость;
- расширяемость;
- библиотека готовых модулей под типовые задачи.
Недостатки:
- платная лицензия;
- высокая стоимость разработки;
- требовательность к хостингу;
- медлительность при отсутствии должной оптимизации.
Joomla
Joomla — система управления контентом, которая распространяется бесплатно и поддерживается группой энтузиастов. Под нее написано много плагинов и расширений, но за счет отсутствия централизованной поддержки решать возникающие при разработке и в работе проблемы иногда бывает крайне не просто.
Достоинства:
- бесплатная;
- масштабируется через установку плагинов;
- не требовательна к хостингу;
- подходит для разработки любых сайтов — от лендингов до e-commerce.
Недостатки:
- отсутствие качественной поддержки;
- проблемы с безопасностью;
- сложности с интеграцией, даже при учете работающего Web API;
- медлительность на больших проектах;
- сложности с SEO.
MODX Revolution
MODX Revolution — бесплатная CMS, используемая преимущественно для разработки сайтов e-commerce, достоинства которой видны только при грамотной настройке. Дело в том, что версия «из коробки» не особенно функциональна, ее нужно много и серьезно дорабатывать. Зато если сделать все правильно, то готовый сайт будет быстрым, удобным и понятным поисковым системам.
Достоинства:
- гибкость;
- универсальность;
- открытость кода для глубокой модернизации;
- поддерживает мультисайтовость — одна административная панель для управления несколькими проектами.
Недостатки:
- сложная настройка;
- небольшой выбор готовых шаблонов и дополнений;
- слабое комьюнити и оттого нехватка поддержки.
UMI CMS
UMI CMS — многофункциональная система управления сайтами с коммерческой лицензией, централизованной поддержкой, сравнительно высокими требования к хостингу и поддержкой расширения функциональность посредством подключения модулей. Что важно, количество доступных модулей зависит от типа лицензии, что сильно ограничивает в процессе разработки и мешает быстро масштабироваться при необходимости.
Достоинства:
- возможность развернуть сайт «из коробки»;
- поддержка;
- наборы модулей и плагинов для кастомизации.
Недостатки:
- недостаточная гибкость;
- практически полное отсутствие бесплатных шаблонов в открытом доступе;
- сложности с кастомизацией.
CS-Cart
CS-Cart — специализированная система управления интернет-магазинами. В ней есть все, что нужно для e-commerce практически любого масштаба: от простой витрины до маркетплейса с множеством интеграций. CMS в платной версии поддерживает интеграции с 1С и «МойСклад» — это удобно и экономия, для настройки и обслуживания системы обмена данными между сайтом и базой не придется нанимать программиста.
Достоинства:
- широкие возможности для e-commerce;
- интеграции с 1C И «МойСклад»;
- поддержка 54-ФЗ;
- экспорт на маркетплейсы;
- SEO friendly.
Недостатки:
- платная лицензия;
- мало специалистов на рынке, кто занимается кастомизацией CS-Cart;
- требовательность к хостингу.
Tilda
Tilda (Тильда) — это серверная система управления контентом, конструктор, доступный в виде сервиса. Это удобно тем, что не нужно беспокоиться о развертывании сайта на хостинге, но привязка к конкретному провайдеру подходит далеко не для всех проектов. Поэтому Тильду зачастую выбирают для небольших сайтов с типовой функциональностью: лендинги, небольшие магазинчики, промо, визитки.
Достоинства:
- библиотека гибких шаблонов;
- поддержка кастомизации страниц;
- модули для приема платежей и другие полезные расширения;
- интеграция с собственной CRM.
Недостатки:
- привязка к провайдеру;
- ограниченные возможности для расширения функциональности;
- сложности с продвижением сайтов на Тильде в поисковых системах.
Какая CMS лучше
Нельзя сказать, что какая-то из CMS объективно хуже или лучше других — все зависит от того, для чего и как вы её собираетесь использовать. Поэтому важно при выборе системы управления сайтов смотреть на ее возможности, считать стоимость разработки, учитывать нагрузку на создаваемый сайт, а не только на субъективные обзоры и рейтинги. Ведь то, что на WordPress сайтов больше, чем на CS-Cart, не делает его более подходящим для разработки маркетплейсов. Равно как и удобство интеграции Битрикс с 1С и хорошая поддержка не делает достаточно мощную CMS более предпочтительной для запуска простого лендинга.